Критика! Как много это слово в себе содержит! Но если вспомнить, как критиковали вас, то скорее всего поднимутся самые неприятные чувства.
⠀
Критика разделяется на
✔️личностная (составляет 98% всей критики)
✔️критика действия, которые вы совершаете. Вы опоздали на работу. Начальник делает вам замечание «Вы опоздали. Я бы попросил вас приходить вовремя». Абсолютно нормальный ваш ответ: «Я согласна». Конфликт не разовьётся.
⠀
Личностная критика -это всегда неконструктивная критика, где присутствуют унижение и оскорбления. (ты не так сидишь! У тебя ужасный цвет волос!). И здесь сразу хочется задать вопрос: «А кто сказал как правильно надо сидеть или с каким цветом волос жить?».
⠀
Когда мы начинаем критиковать-мы берём на себя роль обвинителя, начальника, отношения сразу становятся неравными.
⠀
Критика в прямом (узком) смысле слова- это указание партнеру на некоторые его действия, которые привели к нарушению взаимно обговорённой совместной деятельности.
Можно ли сказать, что критика конструктивна, когда вам говорят, что ты плохо выглядишь, или плохо воспитываешь детей? Договаривались ли вы заранее с тем человеком, о том что для вашей общей пользы вы будете выглядеть именно так и никак иначе?
⠀
Ещё один вид критики -это обобщение («ты никогда не говоришь», «она всегда меня унижает», «ты всегда так делаешь» и т.д.). Когда мы используем критику обобщения, даже в критике действия, эта критика переходит в унижающую критику.
Так же вариантом унижающей критики является завуалированная критика. Например на день рождение именинник говорит в сторону не пьющего человека «А некоторые, между прочим, меня не уважают».
⠀
Как обычно люди реагируют на критику?
➖бросают ответное обвинение
➖отрицают свою вину
➖оправдываются
➖тихо плачут в душе
➖впадают в ступор
➖бьют в глаз
➖принимают на себя вину
Все эти реакции не приводят к уважению вашей личности.
Способы нейтрализации критики.
НИ ОДИН УВЕРЕННЫЙ В СЕБЕ ЧЕЛОВЕК НЕ БУДЕТ ДОПУСКАТЬ УНИЖАЮЩУЮ КРИТИКУ. Если человек допускает по отношению к вам унижающую критику, даже неосознанно, он в данный момент хочет повысить свою самооценку за ваш счёт! Когда нас кто-то оскорбляет, нам часто кажется, что этот «кто-то» уверен в себе. На самом деле он сам унижен, , все большие, а он маленький и ему плохо, поэтому он таким образом требует уважение к себе.
Какие же есть способы нейтрализации критики.
- Перевод обобщения в частность. «Ты всегда опаздываешь!», «Я сегодня (а не всегда) опоздала»; «Ты всегда так делаешь?»-можно задать вопрос «Когда я делала так ещё?» , как правило оппонент либо не найдёт такую ситуацию, либо единичный случай.
- Перевод чувства в факты. Когда вам эмоционально-раздражённо говорят «Ты так долго всегда копаешься!» можно перевести в нейтральное «Я ищу свои ключи три минуты»
- Позитивное переформулирование. «Ты постоянно меняешь работу!» можно перевести как «Я стараюсь адаптироваться к переменам». Или «Ты всегда наряженная» можно перевести «Да, я всегда сосредоточена и в этом моя сильная сторона»
- Карикатуризация. Попробуйте, несмотря на напряжённость ситуации, отнестись к критике с иронией. Отметьте чрезмерную напряжённость и выразительность речи, или несоответствие слов и выражения лица говорящего, либо придумайте смешную ассоциацию про ваш конфликт. Посмотрите на вашу ситуацию, хотя бы на минутку, со стороны и усильте ее смешные стороны.
- Игнорирование. Унижающую критику мы не обязаны слушать. Поэтому вполне уместно во многих случаях выйти из конфликта, углубиться в свои занятия, не контактировать и т.д. Это не бегство, это манёвр. Помните, конфликт на стороне приносящего его, ваше право принимать его или нет.
- Прояснения подтекста. Очень полезно применять когда вы чувствуете в завуалированной критике унижающий подтекст. Или когда унижающаяся критика была неумышленней. «С твоим уровнем образования ты не плохо сплавляешься с работой»- ответ: «Вы не могли бы повторить, я не поняла, что вы сказали»
- Назвать унижающую критику своим именем. Основной задачей ответной реакции является убедить вашего партнера отказаться от унижающейся критики в ваш адрес. Иногда просто помогает назвать такую критику своим именем. «Как ты поправилась! Такая пампушечка!» – ответ: «Мне не приятны твои слова, для меня они унизительны. Мы сможем продолжить общение, только после того, как ты перестанешь меня оскорблять»
- Помочь другому «придти в себя». Если вас не сильно травмирует критика, а ваш партнёр является близким человеком, вы можете попробовать помочь ему. Скрытой, а иногда и явной причиной унижающей критики является обида, злость и другие негативные чувства, которые испытывает критикующий. Можно выразить в целом своё положительное отношение (если таковое есть) к критикующему или отметить отсутствие своих негативных намерений: «Я очень хорошо к тебе отношусь. Я не хочу тебя обижать» и т.п. И ещё вариант -не реагировать на смысл слов, а реагировать на чувства критикующего: «Мне кажется вам сейчас не очень хорошо. Что-то случилось?»
Попробуйте вспомнить случаи и ситуации, где вам приходилось испытывать на себе унижающую критику. Теперь, исходя из вышеперечисленного, придумайте несколько вариантов, как следовало бы ответить на эту критику. В следующий раз вы будете готовы оберечь себя🤍